Казаева Элина,Е.И.Дьячкова, учитель КНРС (Я),
Шалугина С.В., учитель родного (юкагирского) языка
и родной литературы
МКОУ НСОШ им.Текки Одулока

Юкагиры — один из древнейших, ныне  малочисленных народов северо-востока Азии. Их осталось на земле чуть больше тысячи. Несколько тысячелетий тому назад они проживали на огромной территории от Урала до Чукотки. Они были потомственными охотниками и рыболовами, которые обозначали и давали именные названия географическим местам, где они жили, занимались хозяйственной деятельностью.

Предки нынешних юкагиров освоили территорию современной Якутии задолго до появления здесь предков эвенов, эвенков, якутов. О многочисленности юкагирских племен рассказывают легенды и предания. К моменту прихода русских в ХVII веке численность юкагиров составляла 4500 человек. Территория юкагирских племен от Лены до Анадыря. Они соседствовали с эвенами, эвенками, чукчами, коряками, якутами. Таким образом, юкагирская территория занимала северную Якутию и часть северо-восточной части современной Магаданской области и Чукотки.

В начале XVII века русскими землепроходцами было открыто четырнадцать юкагирских племен: хоромои, янгинцы, ононди, яндыри, олюбенцы, шоромба, когимэ, омоки, алаи, чуванцы, лавренцы, анаулы, пенжинцы. Сохранившиеся названия рек, озер, местностей, самоназваний племен говорят о том, что некогда на этих территориях обитал автохтонный народ — юкагиры.

Постепенно из-за эпидемий болезни, голода, войн резко сократилась численность юкагиров. Многие  юкагирские племена вымерли, с карт стали исчезать именные названия озер, рек, гор, местностей, где некогда проживали юкагиры. Стали появляться неудачные переводы, переименования на русский язык географических названий.

В результате проведенного исследования полученные материалы будут использованы на уроках литературы народов Севера, юкагирской национальной культуре, на уроках музыки и пения, охота и охотпромысла, истории, краеведения.  Работа будет представлять ценность для всех тех, кто интересуется историей родного народа, края. Возможно, моя работа будет интересна ученым, исследователям, занимающимся проблемами ономастики.

Глава 1. Ученые и  исследователи  об историческом прошлом юкагиров.

Исследование ономастики — это исследование истории и жизни народа, который оказался сейчас на грани вымирания. Изучение юкагирских топонимов, юкагирского языка  может дать представление  о древнейшем народе Сибири, о его связях с другими народами северо-востока Азии, о его традиционных верованиях.

В преданиях и легендах юкагиров и соседних народов говорится, что юкагиры были когда-то большим и многочисленным народом. Северное сияние  считалось отражением юкагирских огней, а белые лебеди, как повествует фольклор, перелетая над кострами юкагиров, становились черными от дыма.

Территория расселения их в древнее время до сих пор точно не установлена. Ученые предполагают, что предки современных юкагиров представляли собой одну из первых волн переселения уральских народов на северо-восток, которые в V-IV тыс. до н.э. проживали совместно в районе Среднего Урала. По данным современных ученых доказано, что юкагирский язык находится в родстве с уральскими языками. (финно-угорские: финский, венгерский, эстонский, мордовский, марийский, коми, удмурдский, хантыйский, мансийский и др. и самодийские: ненецкий, энецкий, селькупский, нганасанский и др. языки).

Е. А. Крейнович, известный лингвист, проводя свои исследования, пришел к выводу, что юкагиры расселялись до Енисея, и установил  связи юкагирского языка не только с самодийскими, но и тюркскими, монгольскими, чукотско-корякскими, тунгусо-маньчжурскими и другими языками. Кроме того, с нганасанами, проживающими на Таймыре, подтверждена генетическая связь с юкагирами, установлено их родство с северо-американскими индейцами, о чем говорят, в частности, работы  В. И. Иохельсона, Улуро Адо — Г. Н. Курилова. Многие ученые считают, что предки юкагиров — охотники и рыболовы — были одними из создателей самобытной циркумполярной культуры. Известный этнограф В.Туголуков писал: «Вооруженные луками, они добывали оленя, кабаргу, косулю, медведя и даже   мамонта. Сетями, сплетенными из волокон крапивы, ловили рыбу. На писаницах вдоль берегов Лены можно разглядеть изображения куполообразных шалашей, в которых они жили. Собака была единственным домашним животным  древних аборигенов. …  На основе данных археологии и этнографии академик А. П.Окладников писал: «Юкагиры жили в старину не только на Яне и Индигирке, но и в низовьях Лены, а еще ранее они, очевидно, населяли местности, расположенные далее к югу по Лене, предшествуя здесь не только якутам, но и эвенам (ламутам)…Отсюда следует, что в древности территория в долине Лены, к востоку и отчасти к западу, была юкагирской».

Таким образом, можно утверждать, что юкагиры были не только древним этническим пластом населения современной Якутии, но и Восточной Сибири и даже северо-запада Америки, что требует дальнейшего изучения.

Глава 2. Из истории открытия юкагирских земель

В ХVII веке отважные русские землепроходцы  продвигались на восток, открывая новые земли, где некогда на этих территориях обитал автохтонный народ — юкагиры, о чем свидетельствуют сами названия рек, озер, местностей,  где они проживали, самоназвания племен, героев фольклора. В них отражена культура и быт древнейших охотников и рыболовов, проживающих в этих местах.

В 1632 году небольшой отряд стрелецкого сотника казака Петра Бекетова спустился вниз по Лене и остановился на земле бетунских якутов. Здесь Петр Бекетов основал Якутский острог на правом берегу реки Лены, откуда начались походы русские служилых людей, находившихся на государственной службе. Их не пугали ни холод, ни пурги и трескучие морозы, ни скованные льдом реки и моря. Кочи землепроходцев плыли все дальше на восток в поисках богатых северных земель. С этого времени началось «открытие юкагирской землицы».

Через год объединенный отряд землепроходцев Ивана Реброва и Ивана Перфильева из 100 человек на кочах двинулись по Лене из Якутска к студеному морю-океану. Доплыв до берегов Северного Ледовитого океана, отряд разделился: Иван Ребров вместе с товарищами  отправился на запад к Оленеку, остальные отправились на восток. О том, что на Оленёке жили юкагиры, рассказывается в одном из фольклорных текстов. Противник Уран-Хосуна, героя оленекских героических сказаний Ункэбил-Хосун прямо назван в легенде юкагиром.

Отряд русского землепроходца Ивана Перфильева  в 1633 году  добрался до устья реки Яны, где было заложено зимовье, названное Усть-Янским. В своем донесении И.Перфильев писал, что он « взял ясак – 20 сорок соболей и одну лисицу с неизвестного мне народа». Этим неизвестным народом были хоромои, которые жили  в устье Яны в начале 17 века. Кроме них на этой реке  проживали яндинцы, ононди. Название племени хоромои возникло от слова «шоромо», что означает с юкагирского « человек». А название реки Яна, которая русскими землепроходцами переименована от слова Йаадэну(т.д), означает в переводе с юкагирского « гусиная» от слова йанра-гусь. Возможно, что эти места были обиталищами  этих птиц.

Первые сведения о богатых юкагирских землях были отправлены в Москву от якутских воевод: «А юкагирская де, государь, землица и людна и Индигерская река рыбна… А в Юкагирской де, государь, землице соболей много. И в Индигирь де, государь, реку многие реки впали. На реке Индигирке обитали юкагирские племена шоромбойцев, олюбенцев, янга. Названия шоромба, янга также  имеют такое же значение, как и названия хоромои, Яна. Но саму реку, как пишет Ю.Н. Курилов, юкагиры называли Индирка. Один из членов Камчатской экспедиции Яков Линденау  сообщает о том, что река Ожогино впадает в Колыму с левой стороны… Река Лабазная впадает  впадает в Колыму с левой стороны на расстояния одного дня на пути от Ангарки». Река Ангарка образовано от слова «ан5ари», что означает  «скребок» и говорит о горном происхождении реки, при этом имеющей  быстрое и стремительное, что уносит донный камень.

На реке Алазее проживали алаи. Река в прошлом называлась, по словам ученого Г. Н. Курилова, Чамадэну- «Большая река», река, которая кормит. Чама-«большая, крупная»+д+эну- «река». Наименование Алазея русского На Нижней Колыме одной из главных рек считалась река Лабунмэдэну, приток Алазеи, — «Куропачья река», которая известна сейчас как Большая Чукочья, название которой дано первопроходцами. Название племени алаи юкагирского происхождения, возникшее от слова Аласэй- «Река рода Алаи».     Эта река — родина Эдьилвея – юкагирского богатыря, легендарного героя и защитника тундренных юкагиров.   Он был бесстрашным человеком, славным охотником. Обычно не ходил, передвигался только бегом, перепрыгивая реки, озера. Был очень ловок, ловил стрелы врагов на лету. Эдьилвей был благородным человеком. В одном из сражений с чукчами он отпускает старика, пожелав ему не воевать с юкагирами. В Нижнеколымском улусе есть озеро Эдьилвей йал5ил («Озеро Эдьилвея»), названного в честь героя фольклорных сказаний тундренных юкагиров.

Из донесений русских служилых людей стало впервые известно о Колыме, о его жителях и богатстве колымских земель. «Колыма де река, есть с Лены реки, идет в море также, что и Лена…,а по той де Колыме реке живут иноземцы колымские мужики свой род оленные и пешие сидячие многие люди дюди, и язык у них свой». В прошлом на реке Колыме проживали омоки, лавренцы и когимэ. Юкагиры называли Колыму уважительно КУЛУМАА УНМУН (река — кормилица).

Юкагиры Верхней Колымы живут на берегу реки Ясачной. Собственное название реки Чахадан, что в переводе с юкагирского означает «мёрзлая река» или « река со строганиной». Старожилы Нелемного помнили старинное название реки Нунгэдэн — «Нельмовая река» (нунгэ-нельма), хотя сейчас эту рыбу называют чамании, от юкагирских слов «чомоой анил»- большая рыба. Возможно, название свое река получила в связи с тем, что она расположена на развилке-«рукаве» , слиянии двух рек Ясачной и Рассохи. А  юкагирское слово» нугэн» означает «рука».

В Верхнеколымском улусе  река Поповка раньше называлась   Ньатбэн с таким же значением « Куропачья» (от слова «ньатлэбиэ» — куропатка). Река Лабэнмэдэну на Нижней Колыме также переводится как Куропачья река.  Эти реки получили свои названия из-за обилия куропаток, которые служили основной пищей в голодные годы

Названия реки Рассоха, притока Колымы, где проживали ясачные и коркодонские одулы, говорит о том, что в этих местах побывали русские землепроходцы. Это слово дало  большое количество томонимов. В  Бурятии есть  гора Рассоха в хребте Хамар –Дабан. Реки с таким названием имеются  в Воронежской области, Киевской и Магаданской областях. Есть три  реки Рассоха в Якутии: это приток Ясачной, приток Коркодона и Алазеи в Нижнеколымском улусе. Название этим рекам дано землепроходцами от  слова соха, (чем пахали землю), сохатый. Главной её частью была раздвоенная нижняя часть, которая вспахивала землю, вроде рогатины. По раздвоенной части люди стали называть и такое место на реке, где сливались две реки или раздваивались одна на две реки (как рога у сохатого напоминают рогатину, развилку, соху. Об этом и писал Биллингс, когда он впервые увидел поселение юкагиров «на стрелке, где реки Налима и Ясашна соединяются в одну». На карте Российской империи 1787 года река Налима писалась как река Нелема.

Очень много юкагирских легенд связаны с реками  Ярхадана, притоками Коркодона, которые находятся на территории Магаданской области. Ярхадана  в переводе означает «Ледяная» («йарха» -лед), « Ледяная река». Девушки – красавицы с таким именем были несчастными, потому что у них было ледяное сердце , и они не могли любить и делали несчастными других.

О хозяйственной деятельности юкагиров говорят  названия рек Налучье (приток Ясачной на Верхней  Колыме, приток Алазеи на Нижней Колыме). Они  юкагирского происхождения (от слова нолут-тальник),т.е.  тальниковые реки. Из хорошего тальника юкагиры прежде плели ловушки для рыб, птиц, грузила для сетей, игрушки, веревки и даже тальниковые сети.

Река Шаманкино, приток Колымы, раньше называлась «Чамани унун», т.е. Нельмовая река. «…Шаманкино, или по-одульски Чимани-Унугис, т. е. река с белорыбицами, — писал Текки Одулок, побывавший у юкагиров Шаманкино в 1927 году,- это первое поселение после ясачных одулов. Юкагирское название нельмы –чамании от слов чомоой— больщой, анил— рыба, т. е. большая рыба.

В верховьях гор Аргаа-Таса Верхнеколымского улуса есть место Латнэй, где охотились юкагиры и эвены. Легенда рассказывает, что оно стало священным после того, как здесь вместе со своим оленем окаменела девушка, духи этих мест взяли их души. Этимология этого оронима до сих пор не установлена.

Наш поселок Нелемное расположен на высоком крутом берегу реки Ясачной. Он имеет три названия. Первое название – «Нунгэдэн аңиль» («устье, рукав»), т.е. посёлок, расположенный на развилке рек, где побывал в 1787 году Иосиф Биллингс. Второе название – «Юнкюр», что означает с якутского «высокое место», потому что первый посёлок затапливало, и он был перенесён на новое место. После очередного половодья посёлок был переведён на  место, которое местные якуты называли Омукаранастах, что означает с якутского «помосты юкагиров» ( омук-юкагир, другой народ, араҥас-помост, возвышение).  Якуты здесь видимо видели воздушные захоронения юкагиров на крутом берегу реки. А нынешнее название Нелемного связывают с названием рыбы нельма. Или как предполагали выше, это собственное название реки, образованное от слова «ньэлэмэ» — «ничего нет»- слово оберег, при помощи  которого юкагиры хотели обмануть злых духов, мешающих добывать рыбу.

Таким образом,  многие топонимические названия на территории современной Якутии, Магаданской области и Чукотки говорят о былом расселении предков юкагиров на этих землях.

Заключение

Исследовательская работа по теме «Ономастика юкагирских земель» показала, что произошла утрата юкагирских топонимов, многие из них переименованы. Сохранились они  в местах  проживания лесных и тундренных юкагиров. По сохранившимся названиям рек, озер, племен, героев фольклора можно судить, что ареал расселения предков юкагиров был довольно обширным.  Юкагирские топонимы ещё мало изучены. Сохранение и восстановление юкагирских топонимов могла бы послужить для составления новой  топонимической карты Колымского края  с юкагирскими названиями, установить былые связи с другими народами.

Работая над данной темой, я по-новому взглянула на историю моего родного юкагирского народа, его культуру, языка, поняла, что необходимо знать нам о древних исконных названиях наших мест, которые раньше переходили из поколения в поколение.

В будущем я решила продолжить работу по сбору материала  о юкагирской ономастике. Ведь она несёт ту информацию, ту тайну, которая дошла до нас из глубины веков.

Использованная литература

  1. Г.П. Смолицкая.  Занимательная топонимика.М.,1990, с.45-46.
  2. Хозяин Земли. Якутск. 1994.,с.5-10.
  3. Т. Одулок «На Крайнем Севере».Якутск, 1996,с.199.
  4. И.А.Николаева, В.Г.Шалугин. Юкагирско-русский и русско-юкагирский словарь. С-Пб., 2002.
  5. Н.Курилов. Юкагирская топонимика Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Якутск, 1999.
  6. Ю.Г.Курилов. Юкагирские топонимы. Якутск, 2005.
  7. Е.И.Дьячкова. Юкагирская национальная культура. Якутск, 2006.
  8. Г.Н.Курилов. Юкагирско-русский словарь. Якутск, 1990.
  9.  Лунное лицо. Якутск, 1992.
  10. И.Биллингс. «Прогулка к юкагирам»./Этнографические материалы северо-восточной географической экспедиции 1785-1795 гг. Магадан, 1978, с.22-27.
  11.  Г.Н.Курилов. Лексикология юкагирского языка. Новосибирск, 2003, с.19-20.
  12.  Н.И.Спиридонов. Одулы колымского округа. Якутск, 1996, с.23.
  13.  Фольклор юкагиров Верхней Колымы. Хрестоматия. Часть 1. Якутск, 1989, с.3-5.