Андрющенко София, Аянитова Е.А.,
учитель математики Корректор-консультант перевода: Дёмина Л.Н.

На уроках, во внеклассных мероприятиях, на предметных неделях мы часто решаем математические задачи на основе краеведческого материала. Их составляли учащиеся, ныне уже выпускники, нашей школы, учителя, родители.

 Вашему вниманию я представляю свои задачи по математике на языке лесных юкагиров. Они предназначены учащимся младших классов. Но будут интересны и старшеклассникам, так как они услышат задачи на родном языке.

 Интерес к составлению задач на краеведческом материале возник, когда начала решать вот эти задачи, разработанные моим братом Женей Мироновым совместно с Винокуровой Аней.

  1. В начале XVII века численность юкагиров составляла 4500 чел. В наше время село Нелемное Верхнеколымского района и село Андрюшкино Нижнеколымского района считаются местами компактного проживания юкагиров. Найдите по диаграмме, на сколько человек увеличилась их численность с 1959 по 1989 гг. (400 чел.)

Киэйэнбэдэгэ куни пурки буди веккэ (17 в.), одулпэ илэкун тысяча ньаҕанбоодьэсто шоромоньҥи. Идьии Нелемнэгэ Верхнеколымский районгэ, таат Андрюшкинэгэ Нижнеколымский районгэ – эдуон одулпэ модолол местэпки. Аҥсиҥик диаграммэгэ хамлоол шоромопулгэн чоммульэл численность иркин тысяча куниркильдьоодьэ сто ньаҕанбоодьэ кунэль куниркульдьоол буди ньэмолҕилгэт (1959 г.) иткин тысяча куниркульдьоодьэ сто малҕилэкун кунэль куниркиильдьоол буди ньэмолҕилгэн (1989 г.)

(400)

  • Одновременно с одного места выбежали северный олень, медведь, за ними через 2 ч .выехал охотник  на снегоходе «Буран». Скорость северного оленя 30км\ч, медведя – 40 км\ч, охотника – 60 км/ч. Через сколько часов охотник догонит оленя и через сколько – медведя? (2ч; 4ч)

Иркин времягэ, иркин местэгэт шубэжээҥи пѳгиэт ирктн аасьэк, иркин мээмээк, таат атахун час муддэйл йоолаан титтэ йоолаа «Буранэ» хондьоодэк хаҥичэ. Таат аасьэ хонул скоростьки – йаан кунэль километрэк часкэ (30 км/ч), мээмээ – илэкун кунэль километрэк часкэ (40 км/ч), хаҥичэ – малҕан кунэль километрэк часкэ (60 км/ч). Хамлоо муддэйлуол часкэ хаҥичэ шартэм мээмээгэлэ? (2ч; 4ч)

Математический задачэпул одул ажуулэ

  1. Приехали мужчины с охоты, добыв «мясо». В стойбище живет 12 семей. 8 многодетным семьям они отдали по 3 кг мяса. Сколько охотники добыли мясо, если у них еще осталось 5 кг? (29 кг)

Куɵйпэпул охотогэт кэлҥи, чуулэ кэсьииҥа. Мит модолоолгэ модоҥи куни атахун буди шоромоньулпэ. Малӷилэклоой шоромньулпэҥин, титтэл ниҥго уɵрпэньҥи, титтин мусьинпэҥин кэйҥа йаан килограммэк чулгэлэ. Хамло чулгэлэ кэсьииҥа хаҥичэпул, хаин титтэгэ поньоольэл ньаҕанбоодьэ килограммэк?

  • С Нелемного до местности Мамонтова лодка едет 30 мин со скоростью 40 км/ч. Какое расстояние между Нелемным и Мамонтовым? (20 км/ч)

Нелемнэйгэт Мамонтэҥин эксьиль хоннуй йаан кунэль минутагэ, скоростьги илэкун кунэльэк часкэ. Хамлоодьэ километрэк оотэй Нелемнэйгэт Мамонтэҥин?

  • В поселение 12 нумэ («нумэ» – жилище юкагиров). Допустим, в одном нумэ живут по 4 ребенка, 1 взрослый, 1 старик. Сколько всего проживает человек в поселении? (72 чел.)

Модолоол местэгэ куни атахун буди нумэк. Иркин нумэгэ модоҥи илэклоодьэ уɵрпэк, иркин чомоодьэ шоромок таат иркин пулутэк. Хамло шоромопул модольэлҥи таҥ модолол местэгэ?

  • В поселение всего 24 охотничьих собак. В одном нумэ по 2 собаки и 1 щенку. Сколько нумэ в поселении? (8 нумэ)

Модолоол местэгэ атахун кунэль илэкун буди тоукэплэк льэҥил. Иркин нумэгэ атахун тоукэк таат иркин тоукэдиэлэк льэҥил. Хамло нумэпул льэҥил таҥ модолоол местэгэ?

  • Маме 30 лет, а папа на 4 года старше мамы, но при этом он на 30 лет младше дедушки, а внучка в 8 раз младше деда. Сколько лет внучке?       (8 лет)

Эмэй йаан кунэль ньэмолӷилньэй, эсиэ илэкун ньэмолӷилгэт эмэйгэт чомоой таат льэт тудэл ньэмолӷилги хаахаагэт йаан кунэльгэ йукоой, паайпэдуөпэги малӷилэклоой разкэт хаахаагэт йукоой. Хамло ньэмолӷилньэй таҥ паайпэдуө?

  • В день в петли попадается 3 зайчика. Сколько зайчиков попалось в петли за 5 недель, если петли ставили 3 раза в неделю? (45)

Иркин подьорхого нонопэгэ игиэнульэлҥи йаалоой чолӷороплэк. Хамло чолӷоропул игиэнульэлҥи ньаӷанбоодьэ неделяпкэ, хаин нонопэгэлэ эгэтэсьнуҥа йаалмидьэ неделягэ?

  • Папа поймал в первый день 4 налима, а во второй день – на 6 больше. И отдал половину всего улова соседям. Сколько всего осталось налимов? (7 налимов)

Эсиэ иркиштэ подьорхого иксьим илэкун ньатньуйаапэлэк, атахлиштэ подьорхого — малӷалаклиштэ иксьилгэлэ чоммушльэлум. Таат иксьилоолбэнгэлэ эймундэги шоромопҥин тадиильэлум. Хамло тудэгэ поньоольэл ньатнуйаапэгэт?

  • Брат перепрыгнул через нарты 12 раз, его друг на 4 прыжка больше, а младший брат на 5 прыжков меньше чем друг. Сколько прыжков сделал младший брат? (11 прыжков)

Чаачаа мэнмэндьи куни атахун буди мидьиипэгэн, кэнмэги илэкун мэнмэндьилгэ тудэгэлэ чомоожим, эмдьэги таҥ ньаӷанбоодьэ мэнмэндьилгэт йукоожит аальэлум чаачаа кэнмэгэт. Хамло мэнмэндьилгэлэ аальэлу мэмдьэги?

  • В сетки попались 6 чиров, 5 каталок, 3 карася, 1 нельма и 12 чебаков. Какой улов у удачливого рыбака? (27 рыб)

Йоуйэгэ игиэльэлҥи малӷалэклоодьэ йэрильбэплэк, ньаӷанбоодьэ мумушаапэлэк, йаалоодьэ йалӷил анилпэлэк, иркин чамаанилэк, таат куни атахун буди амундьаапэлэк. Хамло анилгэлэ иксьиильэлум шоромо?

  1. Папа в первый день на охоте добыл 9 гусей, а уток в 2 раза больше. Во второй день у папы на 2 гуся больше, чем в первый день, и столько же уток. Какова добыча у папы за 2 дня? (56 уток и гусей)

Эсьиэ иркиштэ подьорхого куддиэльэлум куниркилдьоодьэ йаҥрэплэк, оожии нодопогэлэ атахлиштэ чомоожит куддиэльэлум. Атахлиштэ подьорхого эсиэ атахун йанралэ ниҥгоожим, таҥ кэбэйлбэн подьорхогэт, оожии нодопэгэлэ аай таатмиэдьэ милльэлум, ниҥгоожит. Хамло эсьиэ милльэлум атахун подьорхого?

  1. На одной юколе из шокура («юкола» — сушеная рыба) требуется делать 12 надрезов. Сколько надо делать надрезов на 20 юколах? (240 надрезов)

Йархадиэгэ, йукэлэ аат, куни атахун буди чоӷайдин надоҥоой. Хамло чоӷайдин надоҥоой атахун кунэль анилпэгэ?

  1. У охотника было 5000 рублей. За продукты он заплатил 2100 руб. и получил 400 рублей сдачи. Сколько денег осталось у охотника? (2900 руб.)

Хаҥичэгэ льэйбэдэк ньаӷаньбоой тысячэк ноҥдок. Лэгулгэн тудэл эймэшум атахун тысячэк сто поҥдок, таҥ поҥдогэт тудин кэйҥа илэкун исто ноҥдок. Хамло поҥдок пɵньоольэл хаҥичэгэ?

  1. Бабушка сделала 15 юкол, это на 6 юкол больше, чем у внучки. Сколько всего юкол приготовили бабушка и внучка? (24 юкол)

Эпиэ аальэлум куни ньаӷадьи буди йукэлэлэк, тамун тудэл малӷалоой йукэлэлэ ниҥгоожим тудэ машльуɵ паапэдуɵгэлэ. Хамло йукэлэлэ аальэлҥа эпиэ тудэ машльуɵ паайпэдуɵньэ?

  1. На каждые сани снегохода «Буран» погрузили по 200 л бензина. Сколько снегоходов потребуется вывезти 1 т бензина? (5 снегоходов)

Снегоход «Буран» мидьиипэгэ пэнильэлҥа атахун исто бензин литергэлэ. Хамло снегоходпэ надоҥооҥитэй хонтодин бензин иркин тоннгэлэ?

  1. Отец с двумя сыновьями Халандином и Эдельвеем поймали 56 карасей. Сыновья поймали карасей поровну, а отец столько, сколько его сыновья вместе. Сколько карасей поймал Халандин? (14 карасей)

Эсьиэ титтэ атахун адуɵпэньэ Халиндинньэ таат Эдэльвейньэ иксьиильэлҥа ньаӷанбоодьэ кунэль малӷаал буди йалӷид анилпэгэлэ. Адуɵпэ иксьиильэлҥа иркин титэльоо, эсьиэпэги хамло титтэл атахлот иидиэльэлҥи. Хамло йалхид анилгэлэ иидэм Халандин?

  1. В двух баках лежал улов 28 рыб. Когда из первого во второй переложили 3 рыбы, то рыб в баках стало поровну. Сколько рыб было в баках первоначально? (17 рыб, 11 рыб)

Атахун баккэ ходооҥи атахун кунэль малӷилэклоодьэ анилпэлэк. Хаин таҥ баккэт пэнильэлҥа йиэн бакҥин йаан анилпэгэлэ, таҥнуги таҥ анилпэ бакпэгэ чуҥдэллэ ньэтитимиэт льэльэлҥи. Хамло анилпэ льэльэлҥи атахун бакпэгэ киэйиэдэгэ?

  1. Для морса взяли 1600 г разных ягод. Брусника составила 4 части, голубика – 3 части, красная смородина – 2 части, а черная смородина – 1 часть общего веса ягод. Сколько граммов брусники, голубики, красной смородины и черной смородины было в отдельности? (640 г, 480 г, 320 г, 160 г)

Морс патин милльэлҥилэ иркин тысячэк малӷан исто граммэк лэйбэдиигэлэ. Кэйлэбэйдиилэ – илэкун частьэк, одун лэбэйдиилэ – йаан частьэк,чолӷорон лэбэйдиилэ – атахун частьэк, бордьинаалэ – иркин частьэк чуму лэбэйдии вескэт. Хамло оодьоодэк чуму лэбэйдиигэт граммэпул кэйлэбэйдии, одун лэбэйдии, чолӷорон лэбэйдии таат бордьинаа?

  1. За патроны и продукты охотник заплатил 4200 рублей. Патроны дороже продуктов в 2 раза. Сколько стоят продукты? (1400 р.)

Патронгэн таат лэгулгэн хаҥичэ эймэшум илэкун тысячэк атахун исто        поҥдок. Патронпэ лэгулгэт атахлидьэ эймэшооги пудэнмиэй. Хамло лэгул эймэги?

  1. Весной папа ловит плавники-бревна на реке и сплавляет их до поселка. За какое время сплав проплывет 21 км, если скорость течения реки 3 км/ч? (7 ч)

Поорэ нараагэ асьиэ йэрэмэплэк унуҥгэн хонтаанум поселкэҥин. Хамлоодьэ бремягэ йэрэмэпул йиэрэт хонҥитэй атахун кунэльгэ ирки буди километрэгэ. Хаин унуҥ ойль скоростьки оонуй йаан километрэк часкэ?

  • Расстояние от Нелемного до Зырянки 48 км по реке Ясачная (Нелемное находится выше Зырянки). Найдите собственную скорость моторной лодки, если до Зырянки мы доезжаем за 1, 5 ч, а обратно возвращаемся за 2 ч. Какова скорость течения реки? (4 км/ч)

Нелемнэйгэт Зырянкаҥин илэкун кунэль малӷилэкул буди километрэлэк Чахадан унуҥгэн нуҥҥик тит моторный эксьиль скоростьки, хаин мит Зырянкэҥин хоннуйли иркин эймундэньэ часкэ, таат йолоӷудэ хоннуйли атахун часкэ. Унуҥ ойлги ходимиэй скоростьки?

Заключение

В ходе работы я узнала много интересного не только из истории, быта, культуры юкагиров. По некоторым задачам меня консультировали мои родители, родственники.

Разработанные задачи на юкагирском языке могут быть использованы на уроках юкагирского языка, математики, во внеклассных мероприятиях в нашей школе.

Список использованной литературы

1. Математика. 5 класс: учеб.общеобразоват. организаций :в 2 ч. Ч.1 / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 40-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2021. – 167 с.: ил.

2. Математика. 5 класс: учеб.общеобразоват. учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников и др.]. – 17-е изд., стер. – М.:Просвещение, 2018. – 272 с.: ил. – (МГУ –школе).

3. Этноматематика коренных малочисленных народов Севера (юкагиров). Исторические, фольклорные и краеведческие математические задачи Верхнеколымского и Нижнеколымского улусов Республики Саха (Якутия): учеб. Пособие / М.Д.Дьячковская. – Якутск, 2014. – 114 с.

Список использованных сайтов.

1.http://arctic-megapedia.ru